Формирование мотивации обучения как залог успешного обучения в школе

Составитель: педагог-психолог Щетчикова Е.В.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о познавательной мотивации, её значении в жизни будущего первоклассника, о том, как её формировать.

Для каждого родителя его ребенок самый лучший, умный, красивый. Многие родители стремятся обеспечить своих детей всё большими знаниями, умениями, с раннего возраста отдают на различные кружки, секции, создавая тем самым среду для всестороннего развития.

Сейчас очень модно понятие «раннее развитие», только понимают его все по-разному. Так, некоторые родители считают, что раннее развитие — это создание всевозможных условий для всестороннего развития ребенка, то есть создание развивающей среды. Другие же считают, что раннее развитие — это занятия с ребенком с раннего возраста, обучение его письму, счёту, запись его на всевозможные кружки и секции. Казалось бы, а это не одно и то же? Да, мнения у обоих подходов схожи, да и намерения благие — дать ребенку всё самое лучшее. Однако есть и различия в данных подходах. В первом варианте (создание условий) родители исходят из интересов самого ребенка и предлагают ему выбор — заниматься одним или другим. В этом случае мотивация поддерживается и развивается. Во втором случае (обучение счёту, письму), родители часто исходят из собственных интересов. Нередко эти родители планируют вырастить из ребенка маленького гения, но несмотря на лучшие намерения, на деле часто выходит наоборот, и ребенок не оправдывает ожиданий, да к тому же иногда и вовсе отказывается учить буквы, писать, играть и т.д.. В этом случае в ребенке часто подавляется его стремление сделать свой выбор, т. к. родители всё решают самостоятельно.

Что же такое познавательная мотивация? Познавательная мотивация — это выраженный интерес к новым знаниям, новой информации, позволяющий получать удовольствие от самого процесса открытия чего-то нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. То есть желание что-то делать исходит изнутри, а не навязывается словами «так нужно».

Почему же так важна эта познавательная мотивация для будущего школьника? Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, не испытывает больших трудностей в обучении.

Причины не сформированности познавательной мотивации у старшего дошкольника.

В настоящее время встречаются дети, которые, ещё не учась в первом классе, уже не хотят идти в школу. У них формируется негативное отношение к учёбе, иногда даже к учителю. В некоторых случаях у ребенка начинают портиться отношения с родителями. В данном случае можно говорить о не сформированном познавательном мотиве.

Чтобы решить какую-либо проблему важно знать о причинах её возникновения. Назовем некоторые из них:
- возраст до 5-6 лет (учебная мотивация формируется приблизительно к 6-7 годам), а вот познавательная мотивация формируется с более раннего возраста;
- игнорирование потребности ребенка в новых знаниях в дошкольном возрасте;
- частые неудачи ребенка;
- чрезмерная загруженность обучением (то есть нагрузка превышает возможности ребенка);
- наказание учёбой;
- носильное принуждение к учебной деятельности;
- негативное отношение родителей к школе или учителю;
- запугивание неудачами (у тебя всё равно ничего не получится);
- внешняя мотивация (если будешь плохо учиться, то...)
- и т. д.

Как сформировать познавательную мотивацию у дошкольника?

Основные принципы:

1. Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными. Старайтесь именно заинтересовать, а не навязать. Так на занятия детей я стараюсь именно приглашать, это даёт возможность ребенку делать самостоятельный выбор, а также оценить насколько прошлое занятие было интересным.

2. Совместная деятельность. Общение со взрослыми в таком важном для детей процессе, как игра позволяет повысить уверенность в собственных силах, наладить отношения, овладеть новыми типами поведения в разных ситуациях (то есть ребенок копирует ваши реакции на успех или неудачу, учиться общаться, что также немаловажно в школьном коллективе).

3. Длительность занятия не должна превышать 20-30 минут. А иногда и меньше. Это зависит от того насколько ребенок вовлечен в процесс, а также сколько реально малыш может просидеть за данным занятием. Стоит учитывать самочувствие, возможную усталость ребенка.

4. Поддерживайте любознательность, развивайте воображение. Это можно сделать при помощи интересных игрушек или материала (волшебные коробочки, мешочки, картинки с неизвестными животными и т.д.). В своей деятельности я часто использую игру «Волшебный мешочек». В мешочек или коробочку кладётся несколько предметов различных на ощупь (резиновый шарик, карандаш, пушистую игрушку и т.д.), с закрытыми глазами нужно угадать, что же спрятано в мешочке. Предварительно ребенку показываются все предметы, можно дать пощупать их, а затем прячутся. Часто использую картинки-нелепицы. Детям они очень нравятся, т.к. создают положительную атмосферу на занятии, развивают воображение, речь, вовлекают в совместный процесс деятельности.

5. Передайте инициативу ребенку. Важно научить ребенка планировать свою деятельность, достигать намеченные цели. Например, в игре в лото можно предложить ребенку быть ведущим (после того как вы показали как это делается) или в игре «Магазин» ребенок из покупателя становиться продавцом. Ребята с радостью принимают предложение побыть ведущими, т.к. это развивает самостоятельность, ответственность, которые активно формируются в этом возрасте.

6. В дошкольном возрасте не всегда стоит использовать оценки как положительные, так и отрицательные, т. к. это отвлекает ребенка от самого процесса получения знаний.

7. Помогайте ребенку ровно в том, с чем он пока не может справиться сам, остальное предоставьте ему. Помогите справиться с трудностями, воплотить его задумки и замыслы. Учите завершать начатые дела.

8. Именно учебную мотивацию формируют игры, имитирующие школьную деятельность. Например, игра «Школа». Ребенок может сам попробовать себя и в роли ученика, и в роли учителя, может задавать домашние задания (в роли учителя), выполнять их (в роли ученика), провести урок, рассказать какую-то тему. Важно помочь осветить все стороны учебной деятельности и проиграть их возможное развитие. Знание того, что будет происходить в школе, готовность к этому даёт ребенку уверенность в себе, снижает тревожность, помогает быстрее адаптироваться к условиям обучения в школе.

9. Создайте ситуацию успеха. Неудачи могут надолго отбить у ребенка желание заниматься каким-либо делом. Удачи же вдохновляют на новые открытия, достижения.

10. Больше играйте. Все мы знаем, что каждому умению предшествует набор у ребенка определенных навыков, т.е. чтобы ребенок заговорил, он должен слышать речь, пытаться её повторить, чтобы ребенок научился танцевать, он должен уметь стоять или хотя бы сидеть. Так и для учебы должны быть сформированы определенные навыки. Все они приобретаются в ходе игры. Процесс игры часто недооценивают и считают пустой тратой времени, которое можно потратить на более полезные занятия, например, заучивание букв, обучение счёту. Однако, именно в процессе игры ребенок приобретает необходимые социальные навыки: умение общаться с ровесниками, налаживать отношения, имитировать деятельность взрослых (игры в «Дочки-матери», «Больницу», «Накорми зверей» и т.д.), умение планировать свою деятельность, ставить цели и находить пути их достижения.

11. Нагружая ребенка занятиями, не забывайте организовать для него время отдыха, а также научить тому, как можно снимать напряжение. В нашем учреждении регулярно проводятся занятия в сенсорной комнате, в которой дети имеют возможность снять физическое, эмоциональное напряжение.


Помогая ребенку готовиться к школе, не забывайте, что важным для него все ещё остается игра и, лишь наигравшись, ребенок преступит к новой для него деятельности – учебной!

© 2024 МБОУ "ООШ" г. Кирсанова. Все права защищены.

    Яндекс.Метрика