Гиперактивный ребенок. Кто он?

   В последнее время родители, педагоги все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Есть же дети, которые хотят быть успешными, творческими, дружить с ребятами, однако, в силу определенных обстоятельств не могут достичь поставленной цели. Что же это за дети?

   В последнее время нередко мы слышим про гиперактивных детей. С ними трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
   Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
   Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не слышат, чего хочет от них педагог, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окликов, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
   Как же определить имеет ли ребенок признаки гиперактивности?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

   Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок имеет признаки гиперактивности. Однако не стоит торопиться «вешать ярлык» на ребенка, лучше разобраться, как можно ему помочь.
   Обычно, вопрос об излишней активности ребенка поднимается, когда он поступает в школу. Это связано с тем, что на занятиях приходится строго соответствовать распорядку дня, занятий, вести себя в соответствии с требованиями учителя, контролировать своё поведение. Такому ребенку всё это сделать непросто. Необходимо понять, что этим детям часто сложно соответствовать предъявляемым требованиям не в силу возраста или избалованности, а потому что они так устроены. И если одни дети легко поддаются воспитанию, то к этим детям нужно постараться найти более индивидуальный подход.
   Часто у детей с признаками гиперактивности обнаруживаются проблемы с усидчивостью, самоконтролем, повышенная агрессивность, желание привлечь внимание (нередко негативным способом: баловство, драка,  крики, капризы, воровство и другое вызывающее поведение).
   Как же помочь такому ребенку изменить своё поведение?

Вот некоторые рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с такими детьми:
1.    поддерживать четкий распорядок дня (особенно дома);
2.    выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
3.    автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
4.    отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
5.    сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
6.     случае капризов оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
7.    не запрещать действие ребенка в категоричной форме, лучше объяснять почему так делать не стоит и какие будут последствия (нейтральным или дружеским тоном);
8.    не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
9.    не приказывать, а просить (но не заискивать);
10.    не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

   В более взрослом возрасте помочь ребенку можно воспитывая у него дисциплину, чувство ответственности, положительную самооценку, умение контролировать своё поведения в зависимости от ситуации. Всему этому способствуют занятия настольными играми (шашки, шахматы, собирание пазлов, конструирование и т.д.), спортом (футбол, баскетбол, теннис)  или подвижные игры со строгими правилами («Съедобное — несъедобное», «Кошки — мышки» и т. д.). Для уменьшения проявлений агрессивности подойдут занятия рисованием красками, карандашами, песком, лепкой из пластилина, глины, теста. И не важно, что у ребенка по-началу всё будет получаться не так, как надо, главное, чтобы это приносило ему удовольствие, а попутно можно развивать умение действовать по правилам, для начала самым простым (в зависимости от возраста и способностей ребенка): нельзя проливать воду для краски, раскидывать пластилин, рассыпать песок и т. д.
   Гиперактивные дети часто получают в свой адрес много негативных эмоций — окриков, замечаний, наказаний. Всеми этими способами взрослые пытаются показать нежелательность определенного поведения, но, как говорилось ранее, эти дети часто не слышат нотаций. Большее внимание привлекает похвала. Главное дать возможность получить эту похвалу — найти посильное задание, задать вопрос, на который ребенок знает ответ или просто поощрить за старательность, небольшие достижения тёплым словом.
   Помните, каждый человек, в том числе и ребенок — отдельная личность со своими способностями, возможностями, задатками и темпами развития. А от взрослых часто зависит в какую сторону пойдет развитие. Наполните свободное время положительными эмоциями и на отрицательные просто не останется времени.

© 2020 МБОУ . Все права защищены.

    Яндекс.Метрика